728 x 90

ОБЪЕДИНИТЬ  УСИЛИЯ  РАДИ  ДОСТИЖЕНИЯ  ОБЩЕЙ  ЦЕЛИ

ОБЪЕДИНИТЬ  УСИЛИЯ  РАДИ  ДОСТИЖЕНИЯ  ОБЩЕЙ  ЦЕЛИ

Индустриально-аграрная агломерация –основа социально-экономического развития региона

Популярное сейчас понятие «агломерация» не перестает волновать жителей Саратовской области: что это такое — агломерация? Каковы её цели? Окажет ли она влияние на уровень жизни городских и сельских жителей?  Создает ли агломерация условия для более эффективного использования ресурсов региона и в частности земли? За ответом мы обратились к специалистам.

Сегодня на вопросы корреспондента отвечает Владимир Николаевич Титаев – профессор ПИУ РАНХиГС им. П.А. Столыпина, руководитель рабочей группы Проектного офиса, созданного при Центре в сентябре 2022 года.

Владимир Николаевич! Как бы Вы объяснили необходимость процесса создания агломерации в Саратовской области. Это что, чьё-то желание или объективный процесс?

В.Н. Вся история развития общества свидетельствует о том, что в экономической жизни происходят, с одной стороны, общественное разделение труда и специализация, а с другой, процесс интеграции-объединения.

Участвующие в этих процессах субъекты хозяйствования, назовем их элементами,  объективно находятся во взаимодействии. Кратко можно сказать: агломерация – это, прежде всего, совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии на определенной территории. Формы взаимодействия весьма многообразные: торговля, обмен опытом, создание единых структур образования, здравоохранения, спорта, культуры и т.д.

Значимость такого взаимодействия по мере развития научно-технического процесса, возникающих экономических проблем, дефицита ресурсов и прочих вопросов усиливается. Отсюда Саратовская область, как и другие, активно развивает агломерационные процессы.

А когда этот процесс начался в нашей области?

 

В.Н. В нашей области ее началом стало соглашение 2017 года о взаимном сотрудничестве между Правительством Саратовской области и органами местного самоуправления по вопросам развития Саратовской агломерации, а датой отсчёта нормативно-правового регулирования данного процесса следует считать Постановление Губернатора Саратовской области от 4 декабря 2020 года № 431 «Создании Комиссии Правительством Саратовской области по развитию агломерации».

Хорошо, агломерация – это взаимодействие элементов, но в реальной жизни слышу о «городских агломерациях», «сельской агломерации». Так какая же агломерация в Саратовской области?

В.Н. Вы задали сложный вопрос. Начну с того, что взаимодействие субъектов, разнообразное по формам, может реализовываться различными методами.

Общим для агломерации является  присоединение населенных пунктов (городов, крупных поселков) к некоему центру, который становится ядром агломерации.

При этом следует иметь в виду, что присоединяются населенные пункты, прежде всего исходя из общих целей, т.е. функций, а не административных соображений.

В создании, формировании и дальнейшем функционировании агломерации важнейшим её элементом является ядро, т.е. центр агломерации.

Отсюда следует, что если ядром агломерации выступает город с его промышленным, научным и культурным потенциалом, то это городская агломерация.

Если ядром агломерации выступают небольшие, с численностью менее 30 тысяч человек населения, или крупные поселки с четко выраженной аграрной сферой деятельности и прежде всего связанной с использованием земли, то это сельские агломерации.

К этому следует добавить: ядро (центр) агломерации может иметь сложную структуру, которая в конечном счете и определяет тип агломерации: городская или сельская.

Так, в ядро Саратовской агломерации входят город Саратов вместе с Гагаринским административным районом (бывший Саратовский район – прим. кор.) и город Энгельс. Данное обстоятельство, то есть сложная структура ядра, и предопределила особый тип Саратовской агломерации.

 

Что же это за тип Саратовской агломерации? Не приведет ли данный тип агломерации к ухудшению взаимодействия субъектов агломерации. Может, надо было сформировать чисто городскую и чисто сельскую агломерацию?

В.Н. Вопрос создания таких агломераций стоял. Но, как показал анализ, природно-географическое положение городов Саратов и Энгельс, территориальное размещение населенных пунктов Саратовского, ныне Гагаринского административного района, а также их социально-экономического развития, развивающиеся транспортные сети (шоссейной, водной, железнодорожной, воздушной)  — все эти факторы предопределили смешанный или особый тип агломерации.

А конкретнее можно?

В.Н. Посмотрите на природно-географическое положение Саратова.

С одной стороны город ограничен рекой Волгой, а с других – неблагоприятным ландшафтом и сельскими застройками (населенные пункты, объекты производственной и социальной инфраструктуры). Более того, 80% населения Саратовского (Гагаринского) района, 54 % его населенных пунктов находятся в непосредственной близости  к городу

 

Саратову и составляют его пригородную зону. Пригород является особой зоной, население имеет двойственное отношение к предмету труда. С одной стороны, трудятся и занимаются предпринимательством в аграрном секторе, и в то же время работают в других отраслях г. Саратова (торговле, услугах и т.п.).

Все это и послужило основанием не формировать отдельно городскую и сельскую агломерации, а создавать единую индустриально-аграрную агломерацию, ядро которой объединит индустриальный потенциал Саратова, Энгельса и потенциал АПК Саратовского района. А в целом в состав Саратовской агломерации, одной из 17 крупнейших в Российско Федерации, вошли города Саратов, Энгельс, Красноармейск, соответственно сельские территории Энгельсского и Красноармейского районов, а также Татищевский муниципальный район.

Скажу ещё несколько слов об аграрном потенциале ядра и агломерации в целом. Прежде всего, включение Саратовского (Гагаринского) района в состав ядра индустриально-аграрной агломерации позволило расширить границы города Саратова и сформировать «Новый Саратов». В него вошло дополнительно, по данным администрации  МО «Город Саратов», 194,5 тыс. га земли, в том числе 123,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

В целом в Саратовской индустриально-аграрной агломерации более 1,2 млн человек, из них 183 тыс. жителей сельского, или 30% от всего сельского, населения области. Они производят около 10% зерновых, содержат десятую часть поголовья КРС области.

Насколько я понял, промышленный (индустриальный) потенциал указанных выше городов, а также сельские территории, примыкающие к городам, и определяют границы агломерации?

 

В.Н. В принципе да. Сегодня этой логики придерживаются при формировании того или иного типа агломерации. Вместе с тем, выше об этом говорили, как правило, чисто «городских» и чисто «сельских» агломераций не бывает. А границы агломераций, по нашему мнению, определяются уровнем взаимодействия её элементов с заинтересованными по функциям элементами, расположенными и на не примыкающих территориях. Если кратко, границы агломерации определяются взаимодействием элементов и заканчиваются там, где нет социально-экономической и другой связи.

 

Тогда встает вопрос: какие процессы или факторы влияют на уровень взаимодействия, а, следовательно, и определяют границы агломерации?

 

В.Н. К таким факторам, прежде всего, следует отнести транспортную сеть, земли сельскохозяйственного назначения, систему управления агломераций.

Можно часто слышать: «Дорога – это жизнь!». И практика показывает: там, где развит дорожно-транспортный комплекс, там высокий уровень социально-экономического развития территории и качества жизни населения.

Саратовская индустриально-аграрная агломерация имеет огромный потенциал для комплексного развития дорожно-транспортной сети. На территории агломерации – река Волга, сеть шоссейных дорог, в том числе дороги с твердым покрытием, связывающие Саратов с основным промышленными и административными центрами. Одна из старейших в стране железнодорожная сеть, Саратов – является перекрестком на пересечении транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг. С вводом в эксплуатацию аэропорта «Гагарин» регион получил возможность оперативной связи как внутри страны, так и с ближним и дальним зарубежьем.

Особо важное для развития агломерационных связей имеет начатое по инициативе Правительства области и активно поддержанное Вячеславом Викторовичем Володиным строительство Южного обхода, что позволит не только вывести из областного центра транзитный транспорт, но и упростить и значительно сократить путь жителей Красноармейского и Татищевского районов с правового берега Волги в районы Заволжья.

 

Могу с Вами согласиться в том, что тип агломерации, ее границы, уровень взаимодействия и само существование определяется названными факторами. Но ведь за каждым процессом, фактором стоят люди: будь то рядовой исполнитель, руководитель, в конечном итоге собственник средств производства, а с этим как быть?

 

В.Н. Естественно, жизнеспособность, устойчивость развития индустриально-аграрной агломерации во многом будет зависеть от системы управления. Она (система управления) должна быть адекватной изменившимся взаимодействиям, способной осуществлять мониторинг состояния, оперативно принимать управленческие решения. Для этого потребуются специалисты нового типа, способные представлять основные контуры, образ будущего не только агломерации, но и региона в целом, а также выбирать наиболее эффективные пути достижения цели.

 

Смешанный тип агломерации, в частности Саратовская индустриально-аграрная агломерация, приобретает новые возможности пространственного и социально-экономического развития.

 

В.Н. Прежде всего, позволяет подходить к решению проблем территории; развитию отраслей промышленности и сельского хозяйства; строительства объектов социальной сферы; транспортного и дорожного строительства, как единому комплексу.

Во-вторых такой, комплексный подход, позволяет учесть (соблюсти) интересы различных слоев населения; правил безопасности и экологических требований; поднять уровень жизни сельских жителей до уровня жителей города; решить вопросы демографии, в частности снизить отток населения из региона.

В-третьих, создается возможность установления взаимовыгодных отношений между аграрными и промышленными кластерами, в целом между городом и селом.

Способствует росту валового регионального продукта, который будет создаваться на базе межотраслевого производственно-хозяйственного комплекса за счет внедрения в экономический оборот земель сельскохозяйственного назначения.

В-четвертых, появляются реальные возможности внутри кольца транспортной и логистической доступности расположить полные циклы производственных цепочек, в том числе малого бизнеса, включая ЛПХ и самозанятых, в единый процесс от выращивания, переработки, фасовки (упаковки) до реализации.

В-пятых, новый тип агломерации позволяет создать эффективную систему мониторинга реализации приоритетов утвержденного Правительством Российской Федерации долгосрочного плана развития.

 

В одном интервью нельзя рассказать обо всех проблемах агломерации. Будем считать, что это лишь начало разговора. Призываем неравнодушных жителей области принять участие в дискуссии.

1 комментарий

Последние новости

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована. Обязательные поля отмечены символом *

Отменить ответ

1 Комментарий

  • Рушан
    04.07.2023, 14:38

    КОС и их роль в эффективном развитии Саратова в агломерации

    С удовольствием прочитал статьи Владимира Николаевича Титаева и Николая Васильевича Владимирова о Саратовской агломерации. Авторы, по моему мнению, правильно высказываются о сущности, проблемах и значении агломерации, о необходимости рачительного использования трудовых, земельных, производственных и других ресурсов. Ибо они являются основой взаимодействия субъектов агломерации, составляют её сущность. В то же время считаю необходимым высказать некоторые замечания и предложения по обсуждаемой проблеме – эффективному развитию Саратовской агломерации.

    В качестве первоочередного выделю дальнейшее совершенствование и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление – это конституционная норма, и с формированием различного рода агломераций приобретает большую значимость и разнообразие форм деятельности, таковыми являются: общие собрания, референдумы, а также работа различного рода форм общественных советов, рабочих групп и так далее. На территории территориального управления Усть-Курдюмское работает Коордиционный Общественный Совет (КОС), который строит свою работу в соответствии с утверждённым Саратовской городской Думой положением. В составе КОС 32 человека, руководят им председатель и его заместители. Из числа членов КОС сформированы комиссии – комиссия по экологии, инфраструктуре, патриотизма, молодёжи и бизнеса. Заседания КОСа проводятся регулярно с периодичностью в 2-3 месяца. Комиссии и рабочие группы по отдельным вопросам собираются гораздо чаще, исходя из складывающихся вопросов у населения территориального управления.
    По существу КОС территориального управления в отсутствии местного депутатского корпуса стал основным связывающим звеном населения и исполнительной власти. Естественно, представители всех органов власти, специалисты встречаются с населением территориального управления, но члены КОС знают настроение жителей сел и деревень лучше, так как сами находятся среди этих людей.

    Повседневной работой КОС стало рассмотрение на своих заседаниях таких вопросов, как: отчёт о проделанной работе администрацией, отчёт о работе водоснабжающих и других организаций, о работе и перспективах её улучшения, досуге и оздоровлении детей в летний период каникул и многие другие вопросы. Об этом можно узнать, если заинтересованные лица познакомятся с протоколами заседания КОС, а также с предшествующей работой Общественного Совета Усть-Курдюмского муниципального образования.
    И всё-таки общественная работа в качестве руководителя КОС, да и само положение о КОС не отвечают требованиям времени. Прежде всего хочу сказать о таких вопросах, как членство в составе КОС: чтобы принять или исключить члена КОС надо обращаться в Саратовскую городскую Думу и ждать её решения. Кому нужны такие бюрократические препоны? Да и сами функции КОС требуют уточнения и расширения. Сведения нынешних функций и «координаций» отсюда и название нашего добровольного объединения неравнодушных, активных жителей искусственно ограничивают деятельность и инициативу членов общественного управления. Скажу прямо: членами нашего КОС являются люди опытные, имеющие большой и богатый жизненный опыт, они не только видят проблемы, но и предлагают пути их решения. Наряду с такими людьми, в составе КОС молодые, инициативные жители, бизнесмены, работники образования, культуры, учёные такие как: Титаев В.Н., Привезенцев А.Э., Шашикадзе И.С., Чапова О.П., Тарасов А.В., Горячко Р.В., Кац Б.Л. и многие другие, которые оказывают практическую и интеллектуальную помощь в решении местных вопросов. Таким образом, я считаю, что положение о КОС должно быть уточнено.

    Второе – не смотря на важную работу, которую проводят КОСы, опыт их работы не обобщается и не изучается, да и самих руководителей КОС не обучают. Неужели средствам массовой информации, вузам, в которых обучают государственных и муниципальных служащих, не интересны общественные формирования, в частности КОСы?

    Третье – КОСу приходиться решать хозяйственные вопросы, так как нет бюджета в территориальном управлении, и из-за каждой мелочи писать обращение в департамент Гагаринского административного района с просьбой выделить деньги, прислать специалиста, что вызывает значительные задержки в решении вопросов, а это сказывается на настроении населения и негативном отношении к органам власти.

    Четвертое – общеизвестно, что любой биологический организм для развития требует ухода и внимания, так и в социальной жизни – новые общественные формирования такие, как КОСы, требуют внимания со стороны органов власти, депутатов, СМИ. Только при их поддержке и внимании саморазвитие территориальных управлений может обеспечить эффективное развитие агломерации.

    Жарков Рушан Хамзеевич, председатель КОС Усть-Курдюмский

    Ответ
Саратов
13°
пасмурно
влажность: 38%
ветер: 5Миз ВСВ
Ш 14 • Д 13
16°
Пн
12°
Вт
15°
Ср
14°
Чт

Премия ``Настоящие мужчины & женщины``

Турнир красоты

Премия ``Лидер года``

Ассамблея по косметологии и массажу

Конкурс красоты ``Мисс &Мистер``