728 x 90

Агломерация: опыт, проблемы, пути решения

Агломерация: опыт, проблемы, пути решения

19 июня прошлого года на сайте журнала «Саратов Сегодня» было опубликовано интервью с доктором исторических наук, профессором ПИУ имени П.А. Столыпина – филиала РАНХиГС, руководителем рабочей группы Проектного офиса  при ГКУ СО «Центр развития Саратовской агломерации и индустриальных парков» Владимиром Николаевичем Титаевым. Более пяти тысяч читателей познакомились с мнением авторитетного ученого о настоящем и будущем одной из крупнейших городских агломераций России.

Прошел год. За это время, как нам рассказали в Центре, в тесном контакте с коллегами из Москвы, Екатеринбурга, Краснодара, Ростова-на-Дону, Астрахани был предметно изучен агломерационный процесс на территории их регионов; в рамках Международной научно-практической конференции «Интегральная экономическая активность: от нейроэкономики через психологию до геополитики» 31 мая подготовлена и проведена стратегическая сессия с участием специалистов из Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Азербайджана, Армении, Казахстана, Бразилии, Филиппин. Ее тема — «Агломерации и пространственное развитие России в контексте целей национального развития» — была продиктована задачами, которые Президент России В.В. Путин сформулировал в послании Федеральному Собранию и «майском указе».

 

Кор.: Владимир Николаевич, весь прошедший год Вы были активным участником изучения развития Саратовской агломерации со стороны Проектного офиса, который выступил инициатором целого ряда предложений, направленных представителям региональной и федеральной власти. Что изменилось за это время, ощутило ли уже население пользу от ее создания?

В.Н. (смеется): На прямой и главный вопрос отвечаю кратко: изменилось многое, и население ощущает ее пользу.

 

Кор.: Спасибо! Но давайте тогда подробнее: можете ли Вы привести примеры положительного влияния агломерационного процесса на среду жизни людей?

В.Н.: Могу. Таких примеров много и они убедительно свидетельствуют о том, что агломерация сегодня:

— это стратегический путь развития;

— это центры экономического роста муниципалитетов и области в целом.

Известно, сколь длительное время решался вопрос строительства так необходимого для городов Саратов и Энгельс Южного автомобильного обхода, в том числе  мостового перехода через Волгу. Но только с формированием Саратовской индустриально-аграрной агломерации и при активной поддержке Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина удалось перейти к практическому решению данного вопроса.

Все это в полной мере относится и к строительству в 2022-2024 годах в Саратове и Татищевском районе целого ряда путепроводов через железнодорожные пути. Из-за роста интенсивности движения поездов их отсутствие десятилетиями создавало километровые пробки перед переездами.

Скажу больше, именно агломерационные процессы позволили правительству области сформировать современный транспортно-логистический каркас народно-хозяйственного комплекса региона.

Наряду с этим следует сказать о том, что понятие «агломерация» твердо входит в лексикон как представителей органов власти, так и бизнес общества, а также городских и сельских жителей.

Соизмерение органами представительной и исполнительной власти принимаемых управленческих решений с естественно-историческими процессами агломерации сегодня является не субъективным желанием, а объективной реальностью.

 

Кор.: Хорошо. Чиновники, по Вашему мнению, положительно относятся к агломерации. Но общество состоит не из одних чиновников. Как основная часть населения относится к агломерации? Населению стало лучше жить?

В.Н.: Серьезный вопрос. Когда говорю о чиновниках, следует иметь в виду что они, будучи сотрудниками органов представительной и исполнительной власти, обладают не только весьма различными полномочиями, но и другими качествами и возможностями. Не исключено, что среди них есть и такие, которые формально «за все новое, против старого», но проявлять инициативу не будут.

Стало ли население жить лучше?

Население по своему составу весьма неоднородное как по возрастным, так и по национальным, религиозным признакам, а также имущественному и социальному положению. Отсюда при рассмотрении этого вопроса можно вспоминать строчки произведения Н.А. Некрасова: «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

Действительность такова: какая-то социальная группа населения получила преференции от вхождения в состав агломерации, а другие иначе.

В целом имеет место проблема: в какой мере в ходе агломерационных процессов реализуются социальные ожидания, носителями которых являются различные группы населения. Скажу откровенно, это наиважнейшая проблема, требующая научного изучения и являющаяся сегодня весьма актуальной практической проблемой. От ее понимания будет зависеть развитие агломерации.

 

Кор.: Сказанное Вами интересно, образно, научно, но хотелось бы услышать более конкретный ответ!

В.Н.: В ходе налаживания межмуниципального сотрудничества в рамках Саратовской агломерации одновременно произошло достаточно уникальное событие: к МО «Город Саратов» присоединился  целый муниципальный район.  Прежде всего это обеспечило население 79 сельских населенных пунктов Гагаринского административного (бывшего Саратовского) района широкой возможностью трудоустройства на предприятиях и организациях города Саратова; беспрепятственный доступ к  объектам социальной сферы: поликлиникам, больницам, учебным заведениям, детским садикам, учреждениям культуры, спорта, объектам туризма и т.п. Значительно улучшилось состояние дорог, других средств коммуникаций и так далее.

Вместе с тем преобразование сельских муниципальных образований путем присоединения к муниципальному образованию «Город Саратов» породило ряд проблем, свидетельствующих о невыполнении обещаний, а то и просто ухудшающих уровень жизни населения, что создает у населения негативное представление об агломерации.

  • Например, цена билета за проезд на автобусе. До границы Гагаринского района цена билета одна, установленная для всего города, а для населенных пунктов, входящих в состав «Нового Саратова», она гораздо выше.
  • Жители сельских населенных пунктов, вошедших в состав «Нового Саратова», лишились возможности участия в программе «Сельская ипотека», так как стали городскими жителями.
  • Сельхозпроизводители имели возможность на получение грантов, участие в государственных программах поддержки крестьянско-фермерских хозяйств. В связи с преобразованием они лишились этого, что естественно ухудшает их экономическое положение и ставит в неравные условия с сельхозтоваропроизводителями, не вошедшими в агломерацию, формируется очаг напряженности и недовольства у группы сельскохозяйственных предпринимателей.
  • Еще один «сюрприз» связан с деятельностью страховых компаний. Страховщики считают: сельские жители стали городскими, а городской тариф ОСАГО значительно выше. Вот такая логика.

 

Кор.: Весьма откровенно: и какие же меры необходимо принять для устранения «названных» и «неназванных» Вами негативных явлений и фактов?

В.Н.: Мой ответ здесь таков. «Названные» и, как Вы сказали, «неназванные» негативные явления и факты – это не чей-то злой умысел. Это прежде всего проблемы формирования новой парадигмы развития сельских территорий и имеющего место отставания правового регулирования новых отношений. Наряду с этим, имеет место и ведомственная разобщенность и непонимание общей цели.

Здесь следовало бы напомнить о том, что документам, определяющим начало сотрудничества муниципальных образований в границах агломерации, является Соглашение. В Соглашении прописаны цели и задачи, порядок взаимодействия, система выработки управленческих решений и т.д. Но, как свидетельствует практика, соглашения не всегда выполняются. При этом руководители муниципальных образований, входящих в агломерацию, не несут никакой ответственности за их неисполнение. Отсюда сложившееся в практике деятельности агломерации понимание: «Соглашение – это  пусковой механизм развития» – теряет свою актуальность. Более того, указанное положение самым негативным образом влияет на процесс разработки и реализации агломерационных проектов. А ведь именно через совместные проекты муниципальные образования должны решать социально-экономические, демократические и мировоззренческие проблемы и формировать образ будущего как всей агломерации, так и отдельно «Нового Саратова», Энгельсского, Татищевского, Красноармейского МО.

 

Кор.: А можете привести проект, который реализуется в рамках Соглашения, например, между Саратовом и Татищевским районом?

В.Н.: О таких проектах мне неизвестно. Ведь наличие проектов – это и есть следствие того, что районная власть нацелена на исполнение  соглашения.

 

Кор.: С межмуниципальными отношениями более-менее ясно. А вот как складываются отношения внутри «Нового Саратова»?

В.Н.: Отношения территориальных образований регулируются трехсторонним соглашением. В качестве примера приведу соглашение, подписанное главой МО «Город Саратов», главой Саратовского муниципального района и главой Усть-Курдюмского МО. Целью «Соглашения» является регулирование интересов граждан, проживающих на территории Усть-Курдюмского муниципального образования». И далее в «Соглашении» (пункт 5) записано: «Муниципальное образование «Город Саратов» гарантирует сохранение льгот жителей, предусмотренных правовыми актами сельских поселений». Пунктами 6 и 7 предусмотрены иные гарантии и обязательства. Прошло три года с момента подписания «Соглашения». Опыт этих лет настоятельно требует внесения изменений в данное «Соглашение». Однако ни одна из сторон подписантов не инициирует приведение нормативных «Соглашений» к реалиям жизни в «интересах граждан». Что это, злой умысел или забывчивость и равнодушие чиновников?

Есть пример несколько иного рода, когда одна из сторон проявляет инициативу, но не находит поддержки у других. Члены Координационного общественного Совета разработали Долгосрочный план развития (ДПР) Усть-Курдюмского территориального управления к 2030 году и перспективу до 2045 года. С содержанием ДПР были ознакомлены руководители департамента Гагаринского района, администрации города Саратова, отдельные министерства Правительства Саратовской области. В сентябре 2023 года ДПР обсудили на заседании Координационного общественного Совета. Было принято положительное  решение и предложение в адрес Департамента Гагаринского района: «Утвердить ДПР Усть-Курдюмского территориального управления».

Прошел почти год. Реакции никакой, хотя в указанном долгосрочном плане рассмотрены весьма актуальные вопросы социально-экономического развития территориального управления в условиях агломерационного процесса.

 

Кор.: Владимир Николаевич, я хотел бы вернуться к проблемам агломерации и в частности социально-экономическому развитию сел и деревень, вошедших в агломерацию. Имеются ли у вас предложения по решению этих вопросов?

В.Н.: Могу высказать некоторые подходы к решению весьма сложных, дорогостоящих проблем сельских территорий.

  1. Прежде всего населению сел и деревень необходимо проявить большую инициативу и заботу о сохранении и развитии своей малой Родины. Пусть даже их предложения и не всегда находят поддержку и одобрение, не впадать в пессимизм, помнить: «Дорогу осилит идущий!»
  2. Вопросы социально-экономического развития сел и деревень должны более активно освящаться в СМИ. Возможность влияния СМИ на решение тех или иных проблем хорошо известна. Но сегодня что-то редко встречаются в СМИ статьи конструктивного обсуждения развития села в условиях агломерации. Огромное количество различного рода устных объявлений, телевизионных зарисовок рекламного и иного характера, таких как заболевание населения варикозом, продажа Сахалинской рыбы и креветок, продуктов из Северных областей страны. И, к сожалению, мало информации о продуктах питания, произведенных жителями саратовских сел, затратах на производство, их транспортировку к месту торговли и, наконец, проблемы рынка для товаропроизводителей малых форм.

Показывать и рассказывать о культуре, самобытности крестьян, национальных особенностях надо, но это только одна сторона жизни крестьянского мира, а чем характеризуются другие стороны и прежде всего трудовая деятельность и демография, их тенденции и изменения в условиях агломерации встречаются редко.

  1. Считаю, что сказанное выше и многое другое, касающееся проблем крестьянского мира, без активной помощи города успешно решать нельзя. И это осознает Правительство РФ во главе с премьером Михаилом Мишустиным, который утвердил 43 федеральных инициативы. Среди них инициатива: «Города больших возможностей и возрождения малых форм расселения» имеет для Саратова важнейшее значение.

 

Кор.: Чем вызвано такое утверждение?

В.Н.: Прежде всего специфической сущностью Саратовской индустриально-аграрной агломерации. В состав ядра агломерации вошел в статусе административного целый сельскохозяйственный Саратовский район. Народно-хозяйственный комплекс города Саратова пополнился развитым аграрным сектором экономики, а это десятки крупных и средних предприятий, сотни индивидуальных хозяйств и самозанятых, многочисленные садовые, огороднические объединения.

Главными компонентами роста народнохозяйственного комплекса «Нового Саратова» стали земля и люди. В его состав вошло 118,2 тысяч гектар земель сельскохозяйственного назначения, 50,1 тысяч человек населения. Указанный земельный ресурс расположен непосредственно внутри городского округа. Качественные показатели почвы и погодные условия вполне пригодны для аграрного производства. А развитость дорог и инженерного обустройства, возможности получения рекомендаций со стороны научных организаций для товаропроизводителей могут значительно повысить показатели использования земли. И тем самым внести большой вклад в обеспечение экологически чистой продукцией и решение проблем продовольственной безопасности жителей Саратова.

Сельское население проживает в 79 населенных пунктах. По численности населения они разнообразны. Среди них имеются крупные населенные пункты с численностью 3 и более тысяч человек. Но почти 50% всех населенных пунктов относятся к категории малых форм расселения, т.е. в таких населенных пунктах проживает менее 100 человек.

Естественно среда жизни в таких населенных пунктах должна быть улучшена. И прежде всего в них необходимо создать для крестьян условия заниматься цивилизованным бизнесом в своих селах и деревнях, а не промыслом как основным источником добычи средств существования и благополучия семьи.

Широкими возможностями решения указанной проблемы располагает Саратовская агломерация, а также участие города Саратова в реализации вышеназванной федеральной инициативы.

 

Кор.: Давайте уточним. Саратов, другие города области принимают участие в указанной федеральной инициативе?

В.Н.: Данными об участии Саратова и городов области в федеральной инициативе «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» не располагаю.

К этому могу добавить: мы говорим об инициативах, а не обязательных государственных программах. Участие или неучастие в реализации инициатив — это и есть показатель работы чиновников, о чем мы говорили выше.

Сегодня инициатива, новаторский подход к решению вопросов, смелость и ответственность, честность — это те качества, раскрытию которых способствует агломерация и позволяет успешно реализовывать «Национальные цели развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

 

Кор.: Неужели Саратовская земля оскудела необходимыми кадрами?

В.Н.: Нет, не оскудела. Но это тема отдельного большого разговора

Читайте также

Продолжается работа на повышением эффективности образовательной системы

3 комментарии

Последние новости

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована. Обязательные поля отмечены символом *

Отменить ответ

3 Комментариев

  • Горячко - неравнодушный житель
    02.08.2024, 11:50

    Как житель Усть-Курдюмского Территориального управления (ранее муниципального образования), вошедшего в состав агломерации, хочу отметить своевременность и важность данной статьи как для нашего ТУ, так и для агломерации в целом. С приходом города на наши территории изменения есть, и они чувствуются. Впервые за долгое время был произведён хоть и ямочный, но всё же ремонт ряда улиц нашего посёлка, освещение улиц нашего посёлка перешло из ведения нашего ТИЗ в ведение региональной электросетевой компании. Но на ряду с улучшениями есть и ряд нерешённых проблем.
    Так оставляет желать лучшего регулярность вывоза мусора как с территории нашего посёлка, так и территорий остальных населённых пунктов, ныне входящих в состав ТУ Усть-Курдюмское.
    Отмечу, что имеет место избирательность, фрагментарность всего процесса встраивания населённых пунктов ТУ Усть-Курдюмское в состав городской агломерации.
    В частности, указанная в статье проблема с ценами на проезд – в этом вопросе наши населённые пункты вошли в состав Саратова лишь на бумаге, а по факту как были, так и остались сёлами и тариф на проезд до сих пор рассчитывается минтрансом по пригородному тарифу.
    Что же касается цен на ОСАГО, то тут страховые компании сориентировались достаточно быстро и буквально за каких-то 2-3 месяца перенесли все населённые пункты ТУ в состав Саратова и увеличили тарифы в значительной степени. Аргументировали они эти изменения повышенной степенью риска аварий на дорогах теперь уже города Саратова.
    Как правильно отметил Владимир Николаевич в этой статье – дорогу осилит идущий, и я как член КОС У-К, знаю не понаслышке, о тех вызовах и проблемах, с которыми сталкивается наш город. Большая часть этих проблем решалась совместно с членами тогда ещё общественного совета: тротуары, освещение, проведение общественно-массовых мероприятий, ремонт объектов соцсферы. Мы находили поддержку как на уровне руководства Саратовского района, так и на уровне министерств и ведомств города.
    Но, к сожалению, в дальнейшем наши инициативы не получили поддержки как со стороны теперь уже департамента, так и ряда министерств. Так приглашения представителей Минспорта и Минздрава на заседания КОС были не раз оставлены без реакции.
    Также в интервью Владимир Николаевич упомянул о Долгосрочном плане развития. В прошлом году был проделан колоссальный труд – рабочая группа в составе КОС провела полноценный, глубокий анализ состава население ТУ и составлен прогноз его развития, экологической ситуации, обеспеченности ТУ ресурсами жизнедеятельности, предпринимательской деятельности на территории ТУ, состояния и развития социальной сферы ТУ. Были предложены пути решения многих проблем, с которыми столкнулось ТУ. Но приходится констатировать тот факт, что данный труд остался без должного как со стороны руководства департамента, так и со стороны руководства города.
    Хочется верить, что все отмеченные в статье проблемы будут решены в самое ближайшее время, а наш КОС по мере своих возможностей обязательно в этом поможет как руководству Гагаринского района, так и города в целом. Только все вместе – представители исполнительной, законодательной властей и общество мы сможем сохранить самобытность села и помочь городу в развитии.

    Ответ
  • Руслан Горячко - неравнодушный житель
    02.08.2024, 14:33

    Как житель Усть-Курдюмского Территориального управления (ранее муниципального образования), вошедшего в состав агломерации, хочу отметить своевременность и важность данной статьи как для нашего ТУ, так и для агломерации в целом. С приходом города на наши территории изменения есть, и они чувствуются. Впервые за долгое время был произведён хоть и ямочный, но всё же ремонт ряда улиц нашего посёлка, освещение улиц нашего посёлка перешло из ведения нашего ТИЗ в ведение региональной электросетевой компании. Но на ряду с улучшениями есть и ряд нерешённых проблем.
    Так оставляет желать лучшего регулярность вывоза мусора как с территории нашего посёлка, так и территорий остальных населённых пунктов, ныне входящих в состав ТУ Усть-Курдюмское.
    Отмечу, что имеет место избирательность, фрагментарность всего процесса встраивания населённых пунктов ТУ Усть-Курдюмское в состав городской агломерации.
    В частности, указанная в статье проблема с ценами на проезд – в этом вопросе наши населённые пункты вошли в состав Саратова лишь на бумаге, а по факту как были, так и остались сёлами и тариф на проезд до сих пор рассчитывается минтрансом по пригородному тарифу.
    Что же касается цен на ОСАГО, то тут страховые компании сориентировались достаточно быстро и буквально за каких-то 2-3 месяца перенесли все населённые пункты ТУ в состав Саратова и увеличили тарифы в значительной степени. Аргументировали они эти изменения повышенной степенью риска аварий на дорогах теперь уже города Саратова.
    Как правильно отметил Владимир Николаевич в этой статье – дорогу осилит идущий, и я как член КОС У-К, знаю не понаслышке, о тех вызовах и проблемах, с которыми сталкивается наш город. Большая часть этих проблем решалась совместно с членами тогда ещё общественного совета: тротуары, освещение, проведение общественно-массовых мероприятий, ремонт объектов соцсферы. Мы находили поддержку как на уровне руководства Саратовского района, так и на уровне министерств и ведомств города.
    Но, к сожалению, в дальнейшем наши инициативы не получили поддержки как со стороны теперь уже департамента, так и ряда министерств. Так приглашения представителей Минспорта и Минздрава на заседания КОС были не раз оставлены без реакции.
    Также в интервью Владимир Николаевич упомянул о Долгосрочном плане развития. В прошлом году был проделан колоссальный труд – рабочая группа в составе КОС провела полноценный, глубокий анализ состава население ТУ и составлен прогноз его развития, экологической ситуации, обеспеченности ТУ ресурсами жизнедеятельности, предпринимательской деятельности на территории ТУ, состояния и развития социальной сферы ТУ. Были предложены пути решения многих проблем, с которыми столкнулось ТУ. Но приходится констатировать тот факт, что данный труд остался без должного как со стороны руководства департамента, так и со стороны руководства города.
    Хочется верить, что все отмеченные в статье проблемы будут решены в самое ближайшее время, а наш КОС по мере своих возможностей обязательно в этом поможет как руководству Гагаринского района, так и города в целом. Только все вместе – представители исполнительной, законодательной властей и общество мы сможем сохранить самобытность села и помочь городу в развитии.

    Ответ
  • Расим Акчурин
    09.08.2024, 09:50

    Из средств массовой информации известно о том, что создание Саратовской агломерации дало возможность решить очень важные для области вопросы, в том числе и возведение объектов социальной сферы в ряде населенных пунктов Гагаринского района.
    Но, мало сведений о том, что конкретно будет делаться для улучшения среды жизни Усть-Курдюмского территориального управления! В этой связи у населения возникают вопросы: среди них, отсутствие объектов социальной сферы в отдельных населенных пунктах. Эта и многие другие проблемы имеют длительный характер и обостряются по мере роста численности населения ТУ.
    Сегодня стало вполне ясным, что развитие социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм) – это не только благое пожелание, но и важнейшие факторы, определяющие среду жизни населения. Проведённый анализ состояния социальной сферы территориального управления свидетельствует о том, что её развитие отстаёт от темпа роста населения. Отсутствуют спортивные сооружения (стадионы, спортивные площадки), недостаток мест в учреждениях дошкольного и среднего школьного образования, требуется улучшение условий работы объектов здравоохранения и культуры.
    Объекты спорта в селе Усть-Курдюм представлены единственной спорт-площадкой местной школы. В селе имеется построенное, но так и не введённое в эксплуатацию здание музея.
    В п. Новогусельский нет ни одного объекта социальной сферы: детского сада, ФАПа, ДК, современных спортивной и детской площадок, хотя по данным домовых книг территориального управления на начало 2024-го года в посёлке проживает около 1000 человек. Жители вынуждены удовлетворять возникающие потребности в здравоохранении, образовании, досуге, культуре и спорте в г. Саратове и селе Усть-Курдюм.
    В д.Мергичевка и в д.Долгий Буерак отсутствуют объекты социальной сферы (кроме старых ФАПов, которые требуют ремонта).
    Налицо отставание развития социальной сферы от роста числа населения, что порождает серьёзную проблему в обществе, которую можно было бы решить в условиях агломерации.
    Для того чтобы выяснить как будут решаться проблемы ТУ в условиях агломерации, была сформирована рабочая группа, которая разработала ДПР (долгосрочный план развития) Усть-Курдюмского ТУ в рамках агломерации, где были предложены пути решения ряда проблем, который к сожалению, до сих пор не утвержден, и мне кажется, не до конца разработан и не работает механизм присоединения сельских территорий к городским (т.е. Саратовская агломерация)
    Хочется верить, что эта работа будет продолжена и будет работать более эффективно и выполнение ДПР в рамках агломерации создаст новую благоприятную среду жизни для нашего территориального управления.

    Ответ
Саратов
-2°
переменная облачность
влажность: 46%
ветер: 1Миз ЗЮЗ
Ш -3 • Д -4

Премия ``Настоящие мужчины & женщины``

Турнир красоты

Премия ``Лидер года``

Ассамблея по косметологии и массажу

Лига Профи