Практически в самом начале нашего интервью с Владимиром Николаевичем Титаевым об агломерации прозвучало следующее, цитирую: «агломерация сегодня: это стратегический путь развития; это центры экономического роста муниципалитетов и области в целом».
А раз так, то закономерные вопросы: «А как это будет реализовывать на практике? А главное, где те специалисты-управленцы, которые будут способны решать такие задачи в недалеком будущем?» становятся архиважными и требуют, как и было сказано в завершении интервью, отдельного разговора. Давайте его начнем.
И для начала вспомним о том, что в своем Послании Федеральному Собранию в 29 февраля 2024 года Президент России говорил на эту тему: к 2030 году число молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет увеличится до 8,3 миллионов человек. Задача, которая стоит перед государством — превратить новое поколение в высококвалифицированных профессиналов, готовых к успешной интеграции в экономику 21-го века. Для её успешного выполнения необходимо совершенствование образовательной системы и расширение профориентационных программ.
Ключевым решением главы государства насчёт подготовки школьников к будущей профессии стал запуск нового национального проекта «Кадры». Его цель — укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза: «Они должны работать в единой логике, на общий результат». Начиная с 2024 года, во всех школах страны будет развёрнута система профориентации, которая позволит ученикам начиная с шестого класса определиться с выбором специальности и начать приобретать базовые навыки в понравившейся сфере.
Чтобы школы стали настоящей кузницей кадров, образовательная инфраструктура должна соответствовать современным стандартам. Капитальный ремонт, отметил Президент, требуется провести примерно в 18,5 тысячах зданий.
Из-за роста крупных городов возникает ещё одна проблема — переполненность образовательных учреждений. Многие дети, констатировал Владимир Путин, вынуждены учиться во вторую и даже в третью смену, что негативно сказывается на их успеваемости.
«В тех городах, где вопрос переполнения образовательных учреждений стоит наиболее остро, придётся опять за счёт федерального бюджета, за счёт федеральных ресурсов решать эту задачу. Построим дополнительно в общей сложности не менее 150 школ и более 100 детских садов», — обозначил планы Президент.
Свою долю средств сразу по нескольким направлениям получат и высшие учебные заведения. Так, до 2030 года по всей стране будет построено 25 университетских кампусов на сумму 400 миллиардов рублей, создано 50 инженерных школ при вузах и модернизирована сеть научно-технических библиотек на сумму 9 миллиардов рублей. Дополнительные 124 миллиарда рублей будут выделены на ремонт университетских общежитий.
Чуть позже, а именно в мае текущего года Президент России Владимир Путин подписал указ о целях, основных принципах и механизмах реализации госполитики в области исторического просвещения. В нем отмечается, что «Россия — государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность». Также в документе говорится, что в основе самосознания российского общества лежат «традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности», от сохранения которых зависит суверенитет России».
Работая над повышением эффективности образовательной системы, напомнил Владимир Путин, не следует забывать и о самих детях — учебная нагрузка для них «должна быть в школах разумной и сбалансированной». На данный момент, обратил внимание российский лидер, наблюдается такая проблема, как несоответствие заданий на экзаменах фактически преподаваемому материалу — её предстоит проработать Правительству совместно с педагогическим и родительским сообществом.
Широкую дискуссию вызывает и единый государственный экзамен. Хотя его механизм отлажен, он всё ещё нуждается в совершенствовании. В этой связи Президент поручил давать выпускникам школ «второй шанс» — ввести возможность пересдачи ЕГЭ по одному из предметов до конца приёмной кампании в вузы.
Как оказалось, уже в этом году, по данным Рособрнадзора, из 670 тысяч человек, сдавших ЕГЭ, заявление на пересдачу подали 113,5 тысяч. До пересдачи дошли 105 тысяч человек — таким образом, воспользоваться «вторым шансом» решил каждый шестой экзаменующийся. Рособрнадзор подчеркивает, что большинство из них (52,3%) не смогли с первого раза набрать минимальный пороговый балл — фактически им было нечего терять. Среди этой категории 47% улучшили свои результаты настолько, что могут претендовать на поступление в вуз. «Наибольший процент таких участников по физике (83%), литературе (75%), истории (72%) и профильной математике (67%)»,— добавили в ведомстве. В целом 73% от всех пересдавших написали вторую работу лучше, чем первую; 9% сохранили первоначальный результат, 18% ухудшили его.
Несмотря на угрозу аннуляции первого результата, среди решившихся на пересдачу были и высокобалльники. С первоначальным результатом от 81 до 99 баллов экзамен решили пересдать 1022 человека. Из них оценку улучшили 862 человека, причем 54 выпускника смогли добиться 100 баллов. Всего в ходе пересдачи 122 человека получили максимальный результат.
Теперь о том, что касается системы высшего образования, то в ней «нужен синтез того лучшего, что было в советской системе, и опыта последних десятилетий», заявил Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. По его словам, нужно вернуться к базовой подготовке в вузах сроком от 4 до 6 лет. До введения Болонской системы в России обучались в вузах 5–6 лет в рамках системы «специалитета», т. е. выпускники получали дипломы «специалистов». Но если профессия требует дополнительной подготовки, то можно продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. Но переход на новую систему должен быть плавным, чтобы те, кто учится сейчас, смогли получить образование по текущим программам.
19 августа на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина с вице-премьерами Дмитрий Чернышенко сообщил, что в рамках приемной кампании в текущем году более 1 млн абитуриентов подали свыше 2 млн 800 тыс. заявлений в вузы РФ; это на 100 тыс. больше, чем в прошлом году. Всего в новом учебном году предусмотрено более 620 тыс. бюджетных мест, в том числе около 30 тыс. в новых регионах России. Всего в новых субъектах страны прием на бюджетные места ведут 39 вузов, включая филиалы.
Для чего мы это все еще раз освежили в своей памяти и напомнили читателям? Дело в том, что все составляющие программы, предложенной Президентом России в области образования, важны и первостепенны. Только их грамотная и оперативная реализация в регионах позволят, еще раз озвучу главную задачу, поставленную президентом: «превратить новое поколение в высококвалифицированных профессионалов, готовых к успешной интеграции в экономику 21-го века».
1 комментарий
1 Комментарий
Елена
09.09.2024, 11:51Руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества Олеся Шигина анонсировала появление в России научного совета по патриотическому воспитанию в вузах, организованного под руководством Минобрнауки.
Ответ«Та нота, которая взята в основе патриотического воспитания [в вузах], иногда вредит этому воспитанию, а не помогает. И многие педагоги в растерянности, они не понимают, что делать, то есть у них нет определенного языка риторики. Мы выходим с предложением организовать научный совет», — заявила Шигина в ходе одной из дискуссий на Восточном экономическом форуме.
Эксперт отметила, что такая инициатива основана на ознакомлении с воспитательной работой в «огромном количестве вузов».
По словам Шигиной, в нескольких вузах Дальнего Востока в разговоре с ней подтвердили, что нужного инструментарий для работы с учащимися в этом направлении сейчас отсутствует. И совет, по ее мнению, поможет решить вопрос с созданием методологий.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, которая участвовала в обсуждении вместе с Шигиной, одобрила подобное предложение и сказала, что министерство к созданию научного совета готово.