728 x 90

Продолжается работа над повышением эффективности образовательной системы

Продолжается работа над повышением эффективности образовательной системы

Практически в самом начале нашего интервью с Владимиром Николаевичем Титаевым об агломерации прозвучало следующее, цитирую: «агломерация сегодня: это стратегический путь развития; это центры экономического роста муниципалитетов и области в целом».

А раз так, то закономерные вопросы: «А как это будет реализовывать на практике? А главное, где те специалисты-управленцы, которые будут способны решать такие задачи в недалеком будущем?» становятся архиважными и требуют, как и было сказано в завершении интервью,  отдельного разговора. Давайте его начнем.

 

И для начала вспомним о том, что в своем Послании Федеральному Собранию в 29 февраля 2024 года Президент России говорил на эту тему: к 2030 году число молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет увеличится до 8,3 миллионов человек. Задача, которая стоит перед государством — превратить новое поколение в высококвалифицированных профессиналов, готовых к успешной интеграции в экономику 21-го века. Для её успешного выполнения необходимо совершенствование образовательной системы и расширение профориентационных программ.

Ключевым решением главы государства насчёт подготовки школьников к будущей профессии стал запуск нового национального проекта «Кадры». Его цель — укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза: «Они должны работать в единой логике, на общий результат». Начиная с 2024 года, во всех школах страны будет развёрнута система профориентации, которая позволит ученикам начиная с шестого класса определиться с выбором специальности и начать приобретать базовые навыки в понравившейся сфере.

Чтобы школы стали настоящей кузницей кадров, образовательная инфраструктура должна соответствовать современным стандартам. Капитальный ремонт, отметил Президент, требуется провести примерно в 18,5 тысячах зданий.

Из-за роста крупных городов возникает ещё одна проблема — переполненность образовательных учреждений. Многие дети, констатировал Владимир Путин, вынуждены учиться во вторую и даже в третью смену, что негативно сказывается на их успеваемости.

«В тех городах, где вопрос переполнения образовательных учреждений стоит наиболее остро, придётся опять за счёт федерального бюджета, за счёт федеральных ресурсов решать эту задачу. Построим дополнительно в общей сложности не менее 150 школ и более 100 детских садов», — обозначил планы Президент.

Свою долю средств сразу по нескольким направлениям получат и высшие учебные заведения. Так, до 2030 года по всей стране будет построено 25 университетских кампусов на сумму 400 миллиардов рублей, создано 50 инженерных школ при вузах и модернизирована сеть научно-технических библиотек на сумму 9 миллиардов рублей. Дополнительные 124 миллиарда рублей будут выделены на ремонт университетских общежитий.

Чуть позже, а именно в мае текущего года Президент России Владимир Путин подписал указ о целях, основных принципах и механизмах реализации госполитики в области исторического просвещения. В нем отмечается, что «Россия — государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность». Также в документе говорится, что в основе самосознания российского общества лежат «традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности», от сохранения которых зависит суверенитет России».

 

Работая над повышением эффективности образовательной системы, напомнил Владимир Путин, не следует забывать и о самих детях — учебная нагрузка для них «должна быть в школах разумной и сбалансированной». На данный момент, обратил внимание российский лидер, наблюдается такая проблема, как несоответствие заданий на экзаменах фактически преподаваемому материалу — её предстоит проработать Правительству совместно с педагогическим и родительским сообществом.

Широкую дискуссию вызывает и единый государственный экзамен. Хотя его механизм отлажен, он всё ещё нуждается в совершенствовании. В этой связи Президент поручил давать выпускникам школ «второй шанс» — ввести возможность пересдачи ЕГЭ по одному из предметов до конца приёмной кампании в вузы.

Как оказалось, уже в этом году, по данным Рособрнадзора, из 670 тысяч человек, сдавших ЕГЭ, заявление на пересдачу подали 113,5 тысяч. До пересдачи дошли 105 тысяч человек — таким образом, воспользоваться «вторым шансом» решил каждый шестой экзаменующийся. Рособрнадзор подчеркивает, что большинство из них (52,3%) не смогли с первого раза набрать минимальный пороговый балл — фактически им было нечего терять. Среди этой категории 47% улучшили свои результаты настолько, что могут претендовать на поступление в вуз. «Наибольший процент таких участников по физике (83%), литературе (75%), истории (72%) и профильной математике (67%)»,— добавили в ведомстве. В целом 73% от всех пересдавших написали вторую работу лучше, чем первую; 9% сохранили первоначальный результат, 18% ухудшили его.

Несмотря на угрозу аннуляции первого результата, среди решившихся на пересдачу были и высокобалльники. С первоначальным результатом от 81 до 99 баллов экзамен решили пересдать 1022 человека. Из них оценку улучшили 862 человека, причем 54 выпускника смогли добиться 100 баллов. Всего в ходе пересдачи 122 человека получили максимальный результат.

Теперь о том, что касается системы высшего образования, то в ней «нужен синтез того лучшего, что было в советской системе, и опыта последних десятилетий», заявил Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. По его словам, нужно вернуться к базовой подготовке в вузах сроком от 4 до 6 лет. До введения Болонской системы в России обучались в вузах 5–6 лет в рамках системы «специалитета», т. е. выпускники получали дипломы «специалистов». Но если профессия требует дополнительной подготовки, то можно продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. Но переход на новую систему должен быть плавным, чтобы те, кто учится сейчас, смогли получить образование по текущим программам.

19 августа на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина с вице-премьерами Дмитрий Чернышенко сообщил, что в рамках приемной кампании в текущем году более 1 млн абитуриентов подали свыше 2 млн 800 тыс. заявлений в вузы РФ; это на 100 тыс. больше, чем в прошлом году. Всего в новом учебном году предусмотрено более 620 тыс. бюджетных мест, в том числе около 30 тыс. в новых регионах России. Всего в новых субъектах страны прием на бюджетные места ведут 39 вузов, включая филиалы.

Для чего мы это все еще раз освежили в своей памяти и напомнили читателям? Дело в том, что все составляющие программы, предложенной Президентом России в области образования, важны и первостепенны. Только их грамотная и оперативная реализация в регионах позволят, еще раз  озвучу главную задачу, поставленную президентом: «превратить новое поколение в высококвалифицированных профессионалов, готовых к успешной интеграции в экономику 21-го века».

 

2 комментарии

Последние новости

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована. Обязательные поля отмечены символом *

Отменить ответ

2 Комментариев

  • ЗУЕВ А.П., КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
    02.09.2024, 15:22

    Несомненно, что агломерация в нашем регионе сегодня это:
    — стратегический путь развития;
    — центр экономического роста муниципалитетов и области в целом;
    — развитие кадрового потенциала, особенно молодежи;
    — создание психолого-педагогической системы формирования у работников, особенно у молодежи гражданственности и готовности посвятить себя служению Отечеству
    С формированием Саратовской индустриально-аграрной агломерации, при активной поддержке Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина удалось последовательно решить ряд экономических, технологических проблем. В то же время, на наш взгляд, в условиях проведения Специальной военной операции, необходимо все больше внимания уделять историческому просвещению, формированию патриотизма, гражданственности, укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, что должно стать неотъемлемой, органичной частью процессов создания и развития Саратовской агломерации.
    Между тем, Специальная военная операция показала, что наше общество нуждается в глубинных реформах процессов обучения и воспитания граждан России, особенно молодежи. И эта установка особо актуальная при создании и развитии Саратовской агломерации. Не случайно в последние годы были приняты Указы Президента РФ № 809 от 09.112022 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и № 314 от 8.05.2024 г. «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».
    Результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о том, что, по сравнению с обществом в целом, российская молодежь относится к СВО гораздо более сдержанно и даже скептически. ВЦИОМ и ФОМ не размещают на своих сайтах результаты аналогичных опросов с разбивкой по возрастам респондентов, поэтому мы вынуждены обратиться к материалам региональных исследований: проведя серию мониторинговых массовых опросов, саратовские ученые во главе с доктором политических наук, профессором СГУ Казаковым А.А. изучили причины более критического отношения молодых людей к происходящему вокруг Украины. Выяснилось, что учащиеся старших классов, студенты техникумов, колледжей, высших учебных заведений (основной «кадровый резерв для развития агломераций) не имеют целостного представления о причинах, целях, задачах специальной военной операции на Украине. Одна из главных причин заключается в недостаточном изучении истории России, истории Великой Отечественной войны, места, роли России в мировой истории. Этот факт отмечен ведущими российскими историками, политологами, педагогами и вызывает ряд негативных явлений в деле формирования патриотизма и гражданственности у российской молодежи. В результате у значительной части молодежи сложилось потребительское отношение к обществу и государству. Существенное влияние на учащуюся молодежь оказывает информационная война, изобилие фейков, ложной информации, распространяемых в интернете многочисленными группами блогеров, финансируемыми западными спецслужбами. Наш опыт показывает, что противопоставить этой системе негативного воздействия на сознание молодежи можно живое общение, дискуссии, обсуждение исторических событий, сопровождаемое видеоматериалами, публицистическими фильмами, книгами, раскрывающими происхождение и сущность украинского нацизма.
    Считаем необходимым поделиться опытом просвещения молодежи (в том числе проходящей профессиональную подготовку в учебных заведениях, связанных с предприятиями, участвующими в агломерационных процессах)
    Мы провели масштабную просветительскую работу, включая укрепление межрегиональных связей молодежи Саратовской области и Донецкой республики с целью формирования глубоко осознанного чувства всемерной поддержки Отечества в противостоянии с русофобской Украиной и ее западными союзниками, согласовали с партнерскими организациями в Саратове, Луганске и Донецке планы проведения всех мероприятий, подготовили раздаточные материалы, дополнительно издали созданные в последние годы книги, освещающие проведение ряда просветительских, психолого-педагогических мероприятий для молодежи. Важную роль имело последовательное отражение успешной интеграции Донецкой и Луганской народных республик в Российскую Федерацию. При этом важнейшее направление всей планируемой просветительской работы – развитие и укрепление исторической памяти, крепко связывающей наши регионы в рамках единого неделимого государства, скрепленного всей историей развития русско-российской культуры, языка, нравственных устоев государства и общества.
    В течение учебного года (сентябрь 2023 – июнь 2024 г. было проведено 54 просветительских семинара, творческих презентаций в молодежных коллективах (с учащимися старших классов общеобразовательных школ, студентами техникумов, колледжей, высших учебных заведений). Накоплен опыт сотрудничества с рядом партнерских организаций в Саратове и Донецке. Каждый семинар включал:
    — показ фрагментов отснятых авторских фильмов (всего 5 публицистических фильмов), видеоматериалов первого канала Донецкого телевидения и т.п.;
    — выступление ведущих (Кильченко О.Н., Зуев А, П., Мякшев А.П.) с раскрытием глубинных причин развития нацизма на современной Украине:
    — обсуждение хода специальной военной операции в Донбассе, на Украине и необходимости ее победного завершения;
    Такой подход способствовал формированию у учащихся и студентов объективного патриотического восприятия и осознания справедливости и высокой значимости проводимой Специальной военной операции.
    В январе был издан публицистический и литературно-художественный сборник «Саратов-Донбасс: вместе строим будущее» (300 экз., переплет твердый)
    Просветительская работа в процессе реализации задач развития агломерации в нашем регионе имеет в чем-то решающее значение. Вопрос в том, как превратить эту работу, призванную стать важной частью всей системы, в органичную часть развития агломерационных процессов.
    В этом контексте нами разработана методика проведение презентаций, творческих встреч, семинаров с показом публицистических фильмов, обсуждением публицистических и литературно-художественных произведений о борьбе с украинским нацизмом. Такой подход способствовал раскрытию глубинных причин развития нацизма на современной Украине и необходимости его искоренения. Особое значение имело укрепление межрегиональных связей между молодежью Саратовской области и молодежью Донбасса, а также между педагогами и общественными организациями. Состоялся обмен опытом в сфере информационного противодействия распространению идей нацизма и национализма в молодежной среде.
    Специальная военная операция на Украине несомненно будет развиваться. Будут реализовываться важнейшие ее цели – денацификация и демилитаризация украинского общества. Это потребует мобилизации усилий как народа Донбасса, так и российской общественности. Значительная часть беженцев вернутся в родные города и села, на Донбасс. Уже в настоящее время начато восстановление народного хозяйства Луганской и Донецкой народных республик. В этот процесс уже вовлечены все субъекты Российской Федерации. Свой вклад, конечно же, вносит и Саратовская область в сфере образования, культуры, экономики. Особое значение имеет принятие в состав Российской Федерации Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Опыт развития агломерационных процессов позволит объединить усилия общественности и органов власти нашего региона в деле оказания всесторонней помощи в восстановлении экономики, культуры и образования теперь уже российских регионов. В этом контексте наши работы по историческому просвещению, формированию патриотизма, гражданственности продолжают развиваться и послужат налаживанию и укреплению этих связей, что в конечном итоге превратится в непрерывный процесс совместного государственного строительства.

    От редакции: Как стало известно 21 августа премьер-министр РФ Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии, посвящённой разработке нового национального проекта «Молодёжь и дети», поручил Минпросвещения, Минфину, Минобрнауки и Рособрнадзору до 4 марта 2025 года сформировать Стратегию развития образования до 2030 года.

    Ответ
  • Елена
    09.09.2024, 11:51

    Руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества Олеся Шигина анонсировала появление в России научного совета по патриотическому воспитанию в вузах, организованного под руководством Минобрнауки.
    «Та нота, которая взята в основе патриотического воспитания [в вузах], иногда вредит этому воспитанию, а не помогает. И многие педагоги в растерянности, они не понимают, что делать, то есть у них нет определенного языка риторики. Мы выходим с предложением организовать научный совет», — заявила Шигина в ходе одной из дискуссий на Восточном экономическом форуме.
    Эксперт отметила, что такая инициатива основана на ознакомлении с воспитательной работой в «огромном количестве вузов».
    По словам Шигиной, в нескольких вузах Дальнего Востока в разговоре с ней подтвердили, что нужного инструментарий для работы с учащимися в этом направлении сейчас отсутствует. И совет, по ее мнению, поможет решить вопрос с созданием методологий.
    Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, которая участвовала в обсуждении вместе с Шигиной, одобрила подобное предложение и сказала, что министерство к созданию научного совета готово.

    Ответ
Саратов
25°
облачно с прояснениями
влажность: 2%
ветер: 0Миз ВСВ
Ш 23 • Д 20
22°
Сб
23°
Вс
22°
Пн
19°
Вт

Премия ``Настоящие мужчины & женщины``

Турнир красоты

Премия ``Лидер года``

Ассамблея по косметологии и массажу

Конкурс красоты ``Мисс &Мистер``