С середины 2021 года Дом Павла Кузнецова работает над реализацией проекта «Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента», разрабатывающего три ключевых сюжета в творчестве Павла Кузнецова – САД, ПАРК, СТЕПЬ. Работу лабораторий открывает выставка «САД. Цветущие сады деда Иллариона».
Тема САДА тесно связана не только с творчеством художника Павла Варфоломеевича Кузнецова, но и с историей создания его мемориального дома. В саду, прилегающем к Дому, с успехом проходят фестивали, художественные акции, пленэры, арт-беседки. Не преувеличивая, можно сказать, что половина музейной жизни проходит в саду! Выставки, статьи и эссе, экскурсии в сады и опыты музейного арта («Сад Павла Кузнецова», «След Сада», «Сад + Степь») происходили и продолжают случаться.
Всю весну, лето и осень маленький Павел проводил за Соколовой горой – в садах у деда Иллариона Бабушкина. Сад стал первым ярким впечатлением детства, где переполнившие душу «восторг и радость» пробудили желание поделиться этим состоянием с другими людьми, и мальчик стал рисовать. Чудесный дедовский сад, теплый родительский дом, река Волга с восходами и удивительной дымкой, Радищевский музей с уникальной коллекцией, стали определяющими составляющими творчества Павла Кузнецова.
«Родился я в Саратове, в семье садоводов…».
Так художник, родившийся в 1878 году, начинал все свои автобиографии.
В волшебный мир Маханного оврага, в котором росли яблоневые сады Кузнецов многократно «возвращался». Необычайная гармония, спокойствие и живое дыхание красоты, краски и запахи, восходы над рекой, размеренный звук чигирей и пышное цветение деревьев стали мерой его художественного восприятия. Отсюда утонченная пластика линий, необычайный колорит будущих работ и полностью исключенный из творчества трагизм.
Утопающие в сиреневой дымке сады Кузнецов писал в 1900-е гг., в период ученичества и приобщения к живописному символизму. Сады средней Азии он писал в 1910-1920-е гг. Писал сады Крыма и Кавказа. И в тридцатые годы, несмотря на увлечение промышленным пейзажем, живая природа оставалась главным источником его вдохновения. В начале сороковых художник совершал поездки в Мичуринск. «Проведя две весны в мичуринских садах и питомниках, я увидел замечательные и глубоко содержательные образы деревьев: от основной «дикой китайки» до «бельфлера». Я стремился передать эти образы и тонкое весеннее ощущение цветения…». А еще в работах этого периода очевидна радость от возможности прикоснуться к воспоминаниям детства.
Тему САДА, как первого детского впечатления Павла Кузнецова, представил в своей лабораторной работе архитектор и дизайнер Алексей Кашанин:
Это эксперимент по перевоплощению цветового образа кузнецовских «цветущих садов над Волгой» из картинной плоскости в пространство дома. Хотелось бы в максимально абстрактной форме, только через цвет в пространстве, смоделировать детские впечатления Павла о саратовских садах деда Иллариона. Поместить зрителя внутрь этого весеннего цветущего сада.
Работа «В саду. Весна» стала своеобразным камертоном, по которому настраивалась полихромия пространства. А именно такое решение экспозиции подсказало четверостишие Бориса Пастернака:
«Где пруд – как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой».
Алексей Кашанин
Выставка «САД. Цветущие сады деда Иллариона» в Доме-музее Павла Кузнецова расположена в 3-х залах. В первом зале зрители увидят инсталляцию из деревянных конструкций известного саратовского архитектора и дизайнера Алексея Кашанина, прообразом которой послужила работа Павла Кузнецова «В саду. Весна» из частного собрания. Второй зал заполнен арт-объектами, связанными с проектом 2001 года «След сада». В третьем медиазале демонстрируются видеофильмы с фотографиями юного Павла Кузнецова вместе с родственниками на фоне саратовских садов.
Оставить комментарий
Ваша почта не будет опубликована. Обязательные поля отмечены символом *